appola (appola) wrote in de_filmzzz,
appola
appola
de_filmzzz

Category:
  • Mood:

Мориц Бляйбтрой, Moritz Bleibtreu, БИО

Я — верный, у меня очень подходящая фамилия
Фамилия «Bleibtreu» дословно переводится, как «останусь верным»

Раньше говорили, что я похож на молодого Марлона Брандо




Мориц появился на свет 13 августа 1971 года в Мюнхене, ФРГ. Его родители — австрийские актеры Моника Бляйбтрой и Ганс Бреннер. Детство и юность Морица прошли в Гамбурге.

«Вообще-то во мне есть итальянская кровь, хоть и немного - меньше четвертинки. Но меня часто принимают за турка или итальянца. В детстве даже били. Почти все мои друзья - турецкого происхождения...»

Когда Морицу было всего 2 года, их оставил отец, это стало причиной того, что будущий актер с ранних лет проявлял не детскую самостоятельность. Будучи сыном актеров, он с детства снимается в кино, свою первую роль Мориц получил уже в шесть лет.

«Я практически с рождения знал, что стану актером. Это не было мечтой или планом на будущее, это было неизбежно, как судьба. Видимо, я был так уверен в своем предназначении, что, слава богу, все получилось. Конечно, быть ребенком знаменитых родителей выгодно, потому что перед тобой распахиваются те двери, которые закрыты для простых смертных. Но есть и обратная сторона: во-первых, к тебе предъявляют более высокие требования, и, во-вторых, тебя постоянно сравнивают с родителями. Я и сам периодически сравниваю себя с ними. Я пересматриваю ранние фильмы своего отца и страшно удивляюсь: «Эй, да этот парень выглядит, как я, говорит, как я, двигается, как я!». На самом деле сравнивать глупо, потому что актер хорош только тогда, когда ему невозможно найти аналогов ни в прошлом, ни в настоящем. Но немцы очень любят сравнивать: «Вы - немецкий Роберт Редфорд, а он - немецкий Де Ниро».



В 11 классе Мориц бросил школу и приехал в Париж по программе Au Pair {Молодые люди, живут в чужой стране\регионе в принявшей их семье и выполняют определённую работу (чаще всего занимаются воспитанием детей). В качестве компенсации они получают питание, помещение для проживания и деньги на карманные расходы, а также возможность выучить язык и познакомиться с культурой принимающей их стороны}. В 19 лет перебрался в Нью-Йорк, затем, влюбившись в итальянку, в Италию — сначала в Рим, а затем в Венецию. Во всех этих городах изучал актерское мастерство. Благодаря частой смене мест проживания, Мориц в совершенстве овладел английским, французским и итальянским языками.

«Я чувствую себя абсолютным немцем, может быть, именно благодаря тому, что много путешествую. Только за границей становятся по-настоящему видны национальные отличия каждого из нас. Когда я был подростком, я ненавидел Германию. 20 лет назад быть немцем считалось даже более позорным, чем сегодня быть американцем. Немецкой музыки или немецкого кино просто не существовало. Страна была разделена на четыре сектора, поэтому культурные предпочтения целиком зависели от нации-оккупанта. Я жил в американской части ФРГ и слушал американскую музыку. Я уехал при первой же возможности. Впрочем, за границей я быстро понял, что Германия - прекрасная страна, в которой можно жить. Дома я, например, никогда не обращал внимания на красоту родного языка, зато, выучив французский, понял, насколько хорош немецкий. Есть понятия, которые невозможно выразить по-французски, но для которых есть очень точные и деликатные слова в немецком. В общем, я чувствую себя немцем. Хотя на самом деле я не немец, я австриец. Мои родители из Австрии, но вырос я в Германии».

Мориц считает, что самое сложное в его жизни время было во время обучения в Нью-Йорке, ибо там достаточно жестко обходятся со студентами.

«Чему я научился в Америке? Тому, что система Станиславского не для меня. В театральной студии, куда меня приняли в качестве вольнослушателя (я должен был мыть полы, отвечать на звонки и за это мог присутствовать на занятиях) учили перевоплощаться, погружаться в предлагаемые обстоятельства, испытывать те же чувства, которые испытывает персонаж. Разрыдаться перед камерой? Да никаких проблем! Вот только задача актера, по-моему, не в этом: надо заставить разрыдаться зрителей. Джеймс Дин никогда не плакал, но он играл так, что плакали все остальные. Так что в Штатах я научился тому, чем не хочу заниматься. Иногда это тоже очень полезно».



В 1992 году Бляйбтрой вернулся в Германию, где дебютировал на сценах Гамбургского Театра Schauspielhaus в спектакле «Ромео и Джульетта» и Талия-Театра в спектакле «Ричард III». В течение последующих нескольких лет снимался в различных телевизионных постановках, а кинематографический дебют состоялся в 1994 году в фильме «Просто Любовь» режиссера Питера Тимма. В 1998 году принял решение не сниматься больше в телефильмах. И с тех пор действительно не участвовал ни в одном телевизионном проекте.

Первый заметный успех пришел к нему в 1995 году с фильмом «Городские беседы» режиссера Райнера Коффмана, после которого Бляйбтрой был объявлен «открытием нового германского кино». Спустя два года, Мориц вновь доказал на деле свой актерский талант, снявшись в криминально-комедийной картине Томаса Яна «Достучаться до небес». Но настоящая слава ждала актера в 1998 году, после выхода на экраны «Беги, Лола, беги» режиссера Тома Тыквера, ставшего самым популярным немецким фильмом последнего десятилетия уходящего века.

ВОПР: Вы часто играете забавных персонажей, находящихся не в ладах с окружающей реальностью. Не хотели бы попробовать себя в роли классического киногероя - супермена, романтического любовника?
«Пробовал, это так скучно. Я снялся в куче отстойных фильмов, да и сам играл очень плохо. Меня интересуют странные, сдвинутые персонажи, играя которых есть за что зацепиться. Герои вечно повторяются — хорошо выглядят, красиво двигаются, метко стреляют. А мое основное правило: никогда не быть скучным и никогда не повторяться. Есть актеры, которые делают только то, что умеют делать, и никогда не решатся на что-то новое. А я считаю, что без проб и ошибок не обойтись. Облажаться — святое право актера».



После этих картин, в которых Бляйбтрой проявил своё комическое дарование, его больше стали привлекать драматические и эксцентрические роли. На следующий год, после триумфа фильма «Беги, Лола, беги», фестивальный успех познал и другой фильм с участием Бляйбтроя – европейская копродукция «Лунный папа», снятая при непосредственном участии России, режиссёра Бахтиера Худойназорова. В этой трагикомедии с классическими традициями Бляйбтрой исполнил роль Насреддина, контуженного брата главной героини, девушки Мамлакат (Чулпан Хаматова), которые вместе с отцом живут в горной таджикской деревушке. После того, как Мамлакат встречает загадочного незнакомца, представившегося артистом, все трое вынуждены отправиться с будущей мамой на поиски «лунного папы»…

На съемках к артисту, одетому в халат и тапки, подошли настоящие таджики — пытались пообщаться. Когда он не смог, пренебрежительно махнули рукой: что с него взять — узбек!



ВОПР: В России вы известны, прежде всего, благодаря своей роли в «Лунном папе». Как вы нашли таджикского режиссера Бахтиера Худойназарова?
«Я бы сказал, что это он меня нашел. Дал почитать сценарий, мне он понравился, и я тут же сказал: «Да! Я буду сниматься!». Вообще Бахтиер Худойназаров уже лет десять живет в Германии. Так что я надеюсь, что мы с ним когда-нибудь еще поработаем».

ВОПР: Вам было сложно сниматься с русскими актерами?
«Конечно, это было по-другому, чем с немецкими. Но ведь это как в музыке. Можно взять гитариста из Англии, басиста из Германии, барабанщика из Испании, кого-то с Ямайки, но они смогут работать вместе. Потому что у них есть общий интернациональный язык музыки. То же и в кино. Вообще съемки в "Лунном папе" - это было здорово, мне очень понравилось, и я многому научился. Вообще я считаю, лучшее, что может произойти с актером, - появление возможности поработать где-то за границей, неважно, в Финляндии, в Голливуде или в Таджикистане. Это всегда хорошо».

ВОПР: Вы знаете какого-нибудь российского режиссера, у которого мечтали бы сняться?
«У нас есть та же трудность, что и у вас в России. Вы смотрите слишком мало немецких фильмов, а мы смотрим слишком мало русских фильмов. Конечно, я очень рад каждой поездке в Россию. Но пока мои знания о современном российском кино ограничиваются фильмами Никиты Михалкова. Я надеюсь узнать что-то новое. Думаю, сейчас многое упирается в финансовые трудности. Но рано или поздно все сдвинется с мертвой точки. И тогда у России появятся новые шансы в кино. Ведь здесь сама жизнь на улицах очень интересна, масса каких-то отношений между людьми. И все время какие-то приключения. Буквально из этой уличной жизни можно набрать очень много сюжетов. Ведь главное для успеха фильма даже не участие грандиозных звезд, а интересно рассказанная история».



От фильма к фильму Бляйбтрой подтачивал интерес к своей персоне, как со стороны зрителей, так и кинокритиков во всём мире. В 2001 году он получил премию как лучший актёр на кинофестивале в Сиэтле за остросюжетную драму режиссёра Оливера Хиршбигеля «Эксперимент» (Das Experiment), в которой сыграл роль заключённого. По сюжету картины некий научный центр через объявление в газете набирает людей для проведения эксперимента: добровольцам предлагают за хорошие деньги в течение месяца поиграть в тюремщиков и заключённых. После тестирования одним выдают форму и дубинки, другим – робы с порядковыми номерами и селят в макет тюремного блока, выстроенный в подвале офисного здания. Уже из синопсиса понятно, что рано или поздно дело дойдёт до массового проламывания голов и разбрызгивания кровищи по стенам. Противоборствующие стороны представлены в крайне упрощённом свете: у охранников на лбу написано, что они фашисты и тайные извращенцы, заключённые все как один – безобидные трудяги. Однако именно эти намеренные упрощения в сочетании с очень физиологичным и интенсивным мордобоем к финалу подталкивают зрителя к полной идентификации по принципу «свои-чужие», а последние десять минут фильма эксперимент буквально перемещается из экрана в зрительный зал.

ВОПР: Что-то новое вам открылось в людях и в жизни после «Эксперимента»?
«Нет, я считаю, что жизнь есть жизнь, а фильм есть фильм. И я не согласен с сегодняшним очень распространенным мнением, что актер должен вживаться в роль. Жизнь - это серьезно. Роль — это игра, это удовольствие. И смешивать их не надо. Другое дело - подтолкнуть зрителя к каким-то размышлениям, заставить его пережить то, что происходит в фильме. А если задаваться вопросом, есть ли в содержании «Эксперимента» какие-то качественные открытия, - наверно, нет. В истории уже известно немало ситуаций, когда люди превращались в животных».

В 2005 попал на второе место в списке «50 самых красивых немцев», составленном немецким журналом «Bild».

Фестивального признания Мориц Бляйбтрой заслужил и после того, как сыграл в картине Оскара Рёлера «Элементарные частицы» (Elementarteilchen, 2006), причём награду за лучшую мужскую роль ему вручили на престижнейшем Берлинском кинофестивале. В этой картине о двух братьях и их поисках духовной гармонии Бляйбтрой исполнил роль Бруно, неуравновешенного, неуверенного в себе и жадного до плотских удовольствий человека, который пережив любовную страсть и массу эротических переживаний, бросает свою возлюбленную Кристину (Мартина Гедек), ставшую инвалидом. В фильме, поставленном по роману Мишеля Уэльбека, плотно сплетаются очень правдивая атмосфера опустошённости, отчаяния и неприкаянности целого поколения, зачатого, в славную эпоху «детей цветов», и изматывающий Европу культ молодости, и сексуальная вседозволенность, за которыми стоят стылый холод и мрак опустошённых человеческих душ. Основной задачей фильма было показать растерянность и чувство безнадёжности, охватывающее здоровых, красивых, материально обеспеченных людей, смутно осознающих, что «главное ушло». И Бляйбтрой уловил эту интонацию, очень выразительно сыграв издёрганного психопата, который являет собой типичного «элементарного» европейца – на лицо прекрасного, чёрствого внутри.

ВОПР: Для вашего персонажа Бруно в «Элементарных частицах» секс — трагедия или комедия?
«В жизни все перемешивается, и в трагическом можно найти смешные моменты. Мой герой их находит, и он не одинок в этом. Мужчинам в сексуальных отношениях, думаю, особенно свойственно обратить дело в комедию, когда они чувствуют смятение. Сейчас в кино секс стал обычным объектом съемки. Свободы явно прибавилось, вы можете пробовать все, что угодно. Но и опасность возросла. Как и многие другие люди при потере интимности, эмоционального контакта, мой персонаж не может остановиться. Ему хочется получить все больше и больше. Это своего рода наркомания, когда человек уже не знает, кто он и что он на самом деле».

ВОПР: Должно быть, вам тяжело далась эта работа.
«Я даже счастлив, что фильм закончен и мне больше не придется быть Бруно. Шучу: конечно, сыграть такую роль — большая удача. Пришлось потратить много сил, но зато благодаря этому образу появилась возможность изучить столько вещей».



Немалый зрительский интерес был проявлен и к роли Бляйбтроя в картине «Комплекс Баадер Майнхоф» (Der Baader Meinhof Komplex, 2008), подогретый её опасной темой – деятельностью террористической «фракции Красной Армии», или, как её называли в 1970-х в Германии, «банды Баадера-Майнхоф». В этом фильме Бляйбтрой сыграл центрального персонажа, радикально настроенного потомка бывшего нациста Андреаса Баадера, который с несколькими идейными сообщниками борется против того, что они называют лицом фашизма: против политики США во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и в странах третьего мира, поддерживаемой ключевыми фигурами от немецкой политики, юриспруденции и индустрии. Под предводительством Баадера создаётся фракция Красной Армии и объявляется война ФРГ, разгорается кровавая террористическая кампания, в которой будет множество убитых и раненых.

Карьера актера, на глазах становящегося в Германии едва ли не национальным достоянием, поражает географией. Тут вам и французский фильм «Женщины агенты» с Софи Марсо и Жюли Депардье, и английский «Создатели ангела» c Хелен Миррен, и, наконец, голливудские мегапроекты — «Спидди Гонщик» от создателей «Матрицы» братьев Вачовски и «Воскрешенный Адам» Пола Шредера. Немецкая пресса ужасно гордится Бляйбтроем.



Отдельно стоит говорить о сотрудничестве Морица и его близкого друга — известного немецкого турка-режиссера Фатиха Акина, с которым они вместе владеют кинокомпанией.

ВОПР: Как вы познакомились с Акином?
«Увидел две короткометражки. Поразительно стильные. И решил написать Фатиху письмо. Мы встретились, а на следующий день он попросил меня сняться в его фильме «Солнце ацтеков» (в нашем прокате - «В июле»). Затем был еще один фильм, «Солино». С тех пор мы друзья. Фатих любит организовывать праздники, собирать душевные компании, он вообще за «семейственность» отношений с друзьями».

В 2009 году в мировой прокат вышел еще один фильм Акина, где одна из главных ролей досталась Морицу - «Душевная кухня».

В ноябре 2008 года у Морица и его подруги Анники родился сын, которого назвали Дэвид.

Tags: Биография, Мориц Бляйбтрой
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments